Александра Невского
Рождества Христова
Бориса и Глеба
Космы и Дамиана
Николо-Александровский
Сергия Радонежского

Судьба храмов в Бари и Мирах Ликийских в XX столетии.

Судьба русского подворья в Бари, для поддержания которого был построен храм в Петрограде, также сложилась непросто. Нижний храм церкви-подворья в Бари был построен спустя год после закладки 22 мая 1913 года. Было также завершено строительство просторного дома для паломников. Однако дальнейшие работы по возведению обширного комплекса русского подворья в центре Бари были заморожены в связи с началом Первой мировой войны. Революция и гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался.

Бежавший от большевиков председатель Императорского Православного Палестинского Общества князь А.А. Ширинский-Шихматов опекал подворье, остававшееся в собственности Палестинского Общества. В 1920 году он встретился со знакомым ему еще со времен «Барградского дела» князем Николай Давидович Жеваховым, также оказавшимся в эмиграции. Помимо личного знакомства оба князя, судя по всему, были единомышленниками. В итоге в 1920 году князь Жевахов был назначен заведовать Подворьем Св. Николая. Нельзя сказать, что должность заведующего Подворьем была легкой. Сам Жевахов свидетельствует: “Условия моей жизни и службы в Бари были кошмарны”. Все время приходилось изыскивать средства к существованию для Подворья. Порою ситуация для православного населения Бари была просто катастрофической. Так в письме княгине М.П.Демидовой от 10 (23) августа 1932 г. Жевахов сообщает: "Положение Подворья отчаянное. С Рождества Христова прошлого года в Подворьи нет священника, которого нечем содержать и не совершается богослужение. Эту Пасху все православное население оставалось без церковных служб". Вдобавок к материальным трудностям и на Подворье проникла смута. Насельники не хотели признавать ничьей власти, враждовали между собою. Но это было еще полбеды. Тяжкие испытания начались для Николая Давидовича после перехода на службу к большевикам вице-консула в Бари Алексеева, которому удалось соблазнить и псаломщика Каменского. Этот последний захватил архив и документы Строительной комиссии, после чего объявил себя управляющим подворьем. Начался многолетний тяжкий судебный процесс, который привел к тому, что в 1937 году года земельный участок, здание храма и дома для паломников были за бесценок проданы городским властям Бари. С этих пор вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета, который, однако, не препятствовал проведению православных богослужений и даже выплачивал жалование священнику.

В 1998 году, в связи с резко увеличившимся и все возрастающим потоком православных паломников из России и других стран, главный храм Русского подворья в Бари и часть дома для паломников благодаря настойчивым усилиям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата были переданы муниципальными властями Бари православным верующим России. 18 декабря 2004 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, совершил чин Великого освящения Русского храма-подворья во имя святителя Николая в Бари.

В начале 20-го века Миры, ставшие носить турецкое название Демре, представляли из себя маленький греческий поселок. В церкви служил один священник, и она постепенно заносилась илом от протекающей рядом реки. После одного из сильных наводнений храм оказался настолько занесенным илом, что продолжать в нем службы не представлялось более возможным. В 1962–1963 гг. по инициативе турецкого правительства была проведена расчистка церкви, после чего она была превращена в музей. Новый этап раскопок и реставрации начался в 1989 г. Тогда же над церковью был сооружен временный навес. Около храма был разбит парк, посреди которого поставлен памятник святителю Николаю. В настоящее время храм продолжает оставаться музеем, собирая в основном туристов, желающих увидеть родину «Санта Клауса», и немногих паломников, которые, как и много веков назад, стремятся поклониться месту погребения Святителя Николая.

Все права защищены © 2007.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна